1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно подобрать оперативную память для компьютера: 10 рекомендаций

Содержание

Как правильно подобрать оперативную память для компьютера: 10 рекомендаций

Компонент, необходимый для быстроты и эффективности работы ПК – оперативная память (ОЗУ). С чего начать, если возникло желание самостоятельно обновить оперативку? Чтобы понять, как правильно выбрать оперативную память, необходимо знать параметры, от которых зависит эффективность ОЗУ:

  • от максимальной частоты, которую может поддержать процессор;
  • от тайминга – количества импульсов, необходимых для операции;
  • от совместимости ОЗУ с процессором;
  • от совместимости разъема ОЗУ с разъемом платы;
  • от пропускной способности шины.

Как быстро выбрать необходимый модуль ОЗУ для компьютера? С помощью блока фильтров на сайте можно получить подходящие конфигурации планок.

Почему добавление памяти значительно повысило игровую производительность AMD APU?

Чтобы было ясно с самого начала, это не проблема. Это просто то, что я действительно хочу узнать секрет.

Технические характеристики системы

  • Процессор : AMD A10-6790K 4,0 ГГц
  • Графический процессор : AMD Radeon HD 8670D 1 ГБ (встроенный графический процессор)
  • Оперативная память : 2 x Team 4 ГБ 1600 DDR3 = 8 ГБ

Конечно, я использую 64-битную ОС, чтобы использовать мои 8 ГБ памяти, но мой вопрос: до того, как я получил дополнительные 4 ГБ ОЗУ, игры, такие как Mafia II, работали с самыми высокими настройками в среднем на 22 FPS, но когда я получил дополнительные 4 ГБ оперативной памяти, я заметил очень приличное увеличение частоты кадров до 40 кадров в секунду, хотя игра, по-видимому, использовала не более 4 ГБ оперативной памяти.

В чем секрет этого?

Когда вы установили второй модуль памяти, вы включили двухканальный режим и удвоенную пропускную способность памяти. Производительность графического процессора сильно зависит от пропускной способности памяти, а частота кадров отражает увеличение пропускной способности.

AMD A10-6790K — это «Ускоренный процессор» (APU) . APU объединяют процессор с относительно мощным встроенным графическим процессором (GPU), устраняя необходимость в дискретной графической карте (по крайней мере, для более легких рабочих нагрузок). «AMD Radeon HD 8670D» относится к встроенному графическому процессору, встроенному в этот APU.

На производительность любого графического процессора сильно влияет его способность быстро получать доступ к графическим данным из памяти. Без достаточной пропускной способности памяти шейдерные ядра на графическом процессоре часто заканчивают ожиданием данных, не позволяя чипу работать в полную силу. По сути, это крайний случай узкого места фон Неймана : современные графические процессоры имеют сотни, если не тысячи гигафлопс сырой вычислительной мощности и могут обрабатывать данные настолько быстро, что зачастую они не могут читать данные из памяти достаточно быстро, чтобы занять себя.

По этой причине современные высокопроизводительные видеокарты используют специально разработанную видеопамять, обычно GDDR5 , для достижения максимальной производительности. К сожалению, большинство интегрированных графических процессоров, включая те, которые находятся в APU, не получают свою собственную выделенную память, поэтому вместо этого им нужно использовать системную память.

Поскольку APU AMD используют системную память в качестве графической памяти, производительность встроенного графического процессора сильно зависит от скорости вашей оперативной памяти. ОЗУ системы DDR3 имеет не только значительно меньшую пропускную способность, чем видеопамять GDDR5, но и встроенному графическому процессору требуется разделять эту пропускную способность с ЦП для нормального использования приложений. Увеличение пропускной способности памяти напрямую увеличит производительность за счет уменьшения этого узкого места.

Когда вы обновили память вашей системы, вы добавили второй модуль памяти. Благодаря двум модулям ваша память теперь работает в двухканальном режиме , удваивая пропускную способность памяти и в результате резко увеличивая производительность. Обновление до более быстрой ОЗУ (по крайней мере, DDR3-1866, предпочтительно DDR3-2100 или выше) также увеличит производительность.

Влияние пропускной способности памяти на производительность графического процессора хорошо документировано.

Real World Tech подробно обсудила, как пропускная способность памяти влияет на производительность графического процессора. Было обнаружено, что среди видеокарт с аналогичными или идентичными графическими процессорами, карты с большей пропускной способностью памяти значительно превосходят карты с меньшей пропускной способностью памяти.

Tom’s Hardware показала, что интегрированная производительность графического процессора на A10-5800K линейно масштабируется с пропускной способностью памяти до DDR3-2100. На более новой A10-7850K PC Perspective сообщает о линейном масштабировании производительности с памятью так же быстро, как DDR3-2500 (и, вероятно, за его пределами).


Источник

  • В статьях Tom Hardware и PC Perspective тесты проводились с двухканальной конфигурацией памяти, поэтому наличие одного модуля памяти приводило к серьезным узким местам производительности, которые вы наблюдали до обновления. В этот момент становится очевидным, что для получения оптимальной производительности с APU AMD вам нужна самая быстрая память, которую вы можете получить.

Тактовая частота и тайминги

Скорость работы оперативной памяти — штука непростая. Нельзя просто взять тактовую частоту в МГц и использовать ее для сравнения. Для выяснения реальной скорости нужно знать и частоту, и скорость отклика — тайминг.

Тактовая частота выражается в циклах (один Герц — один цикл). Каждая запись и каждое считывание данных — это один цикл. К примеру, RAM с частотой 3200 МГц выполняет 3200 млн циклов в секунду. Чем больше циклов, тем больше информации за единицу времени может «принять» и «отдать» память.

CAS-тайминги (Column Access Strobe) определяет задержку (в циклах), которая проходит между получением памятью конкретной команды и ее исполнением. Они записываются в формате вроде 15-17-17-35.

Таким образом, оперативная память с высокой тактовой частотой и высокими CAS-таймингами может быть не намного лучше более дешевой памяти с более низкой частотой и более низкой задержкой.

Чтобы выяснить реальную скорость работы RAM, нужно поделить ее тактовую частоту — скажем, 3200 МГц — на первое число в строчке CAS-таймингов — скажем, 14. В шанем примере это будет 228.58 млн — именно столько инструкций сможет в секунду исполнить такая память.

Опять-таки для примера возьмем менее быструю RAM с тактовой частотой 2133 МГц и CAS-задержкой 6. Ее реальная скорость — 355.5 млн циклов в секунду. На 55% лучше!

Стоит упомянуть и разгон. Максимальная стандартная тактовая частота оперативной памяти типа DDR4 — 2133 МГц. Если в характеристиках указана более высокая частота — это означает, что производитель гарантирует беспроблемный разгон до указанной скорости. Обычно это означает использование XMP-профилей в BIOS материнской платы, которые автоматически выставляют все нужные параметры так, как было задумано инженерами.

Влияние пропускной способности оперативной памяти на производительность Pentium-4 в играх

Эта статья была прислана на наш второй конкурс.

1. Предисловие

В последнее время на «железных» сайтах в обзорах, статьях и форумах много говорится о зависимости скорости P4 от пропускной способности оперативной памяти. Да и политика Intel, как видно из новостей, сейчас направлена не столько на процессорную составляющую, сколько на развитие двухканальных чипсетов для своих процессоров (Granite Bay, будущие Springdale и Canterwood). В проскочивших в сети первых синтетических тестах они действительно показывают довольно неплохие результаты. А как же обстоят дела в реальных приложениях, в частности — в играх? Насколько важна пропускная способности памяти в системах на Pentium 4, и какой прирост скорости дает двухканальная память?

реклама

2. Тестовая конфигурация

В проведенном мною тестировании принимала участие материнская плата на двухканальном чипсете SiS-655 (ревизии A0) — GigaByte GA-8SQ800. Как показало тестирование плат на данном чипсете, проведенное на Anandtech.com и краткий обзор именно данной платы уже на нашем Overclockers.ru, SiS-655 нисколько не уступает единственно доступному на сегодняшний день двухканальному чипсету от Intel — Granite Bay (i7205).

Итак, тестовая конфигурация:

и следующие модули памяти:

  • DDR 266MHz aka PC-2100 512Mb Samsung;
  • DDR 333MHz aka PC-2700 512Mb Samsung;
  • DDR 400MHz aka PC-3200 512Mb Samsung;
  • 2хDDR 400MHz aka PC-3200 256Mb Samsung, описание найдете здесь .

Для всех вышеперечисленных модулей памяти в BIOS материнской платы были выставлены тайминги 2,5-4-4-7 — что позволяет говорить о корректности проведения тестирования, кстати — для модулей DDR 400 эти тайминги являлись разгоном, так как стандартные тайминги для этой памяти 3-4-4-7, но она стабильно работала на заниженных таймингах и система ни в одном из 6-ти тестов не «вылетела» и не сбойнула. В двухканальном режиме память определялась материнской платой как «Single 128 bit».

Читать еще:  Taskeng что это за процесс Windows 7

Тестирование проводилось при двух разных частотах шины процессора Pentium-4: при номинальной частоте 2.0GHz (100MHz х 4) и при разогнанной до 3.0GHz (150MHz х 4). И, так сказать — «вне конкурса», приведу результаты тестов на еще более разогнанной системе (до 3.1GHz) и с памятью, разогнанной до 412MHz. Зачем — поймете ниже.

3. Методика тестирования

Для проведения тестирования я использовал следующие тесты и игры:

  • 3DMark2001SE (Build 330)
  • 3DMark2003
  • Unreal Tournament 2003 (build 2107)
  • Serious Sam: The Second Encounter v1.05
  • Star Wars JK II: Jedi Outcast v1.02a
  • Quake 3 Arena v1.27g

Тестирование проводилось в одном разрешении (1024х768х32bit) и в следующих настройках драйвера Catalyst 3.2: всё на режим «Quality», AF=16 Quality, FSAA=Off, VSync=Off, Truform=Off (скриншот здесь).Думаю, что при более слабых настройках графики в драйверах Catalyst на Radeon-9700Pro вряд ли кто играет, а включение полноэкранного сглаживания (FSAA) или увеличение разрешения уровняло бы результаты, нагрузив «по-полной» видеокарту.

реклама

В начале тестирования приведу результаты, показанные Cachemem, MemTach, SiSoft Sandra 2003.3.9.44 и AIDA 3.33.6 в memory-тестах.

4. Результаты тестов

4.1. Синтетические тесты пропускной способности памяти

Для получения более корректных результатов тесты в каждой из программ выполнялись по 5 раз. После каждого раза программа выгружалась и вновь загружалась. В таблицах и на диаграммах приведены средние результаты. К слову, разницы в полученных результатах практически не было (3-15 единиц).

Нижние (голубые) результаты — скорость чтения оперативной памяти, верхние (красные) — записи. Как видно основным тормозом для Pentium 4 в обоих случаях (100MHz и 150MHz) является память DDR266 (PC-2100). Интересно заметить, что 2-х гигагерцевый пентиум с двухканальной памятью почти вплотную подобрался к трехгигагерцевому с памятью PC-2700, а по скорости даже обошел. P4-3GHz + двухканальная память вне конкуренции.

Повторяются результаты показанные Cachemem-ом.

в) Sandra и AIDA

Как видно, пропускная способность памяти растет, ну а двухканальная вообще чемпион. Во всех синтетических тестах P4-2GHz + DDR400 double идет вровень с P4-3GHz+333. Для начала очень неплохие и обнадеживающие результаты.

4.2. 3DMark 2001 SE и 3DMark 2003

реклама

Тестирование в обоих «марках» проводилось на дефолтных установках. Графики я решил совместить в один для большей наглядности. В нижней строке каждой таблицы приведен процент роста производительности при переходе к более быстрой памяти. На разницу результатов между 2.0GHz и 3.0GHz не обращайте внимания, она и должна быть 😉

Если 3D Mark 2001 SE еще хоть как-то реагирует на оперативную память, то 2003-й вообще никак себя не проявляет. Единственный тест, в котором заметен прирост — «Wings Of Fury». Хотя это вполне объяснимо — слишком слабая видеокарта для такого теста.

реклама

Теперь о памяти. Чуть ощутимый прирост в скорости дает лишь переход от DDR266 к DDR333, а далее результаты слишком близки друг к другу, чтобы говорить о целесообразности приобретения второй планки памяти. Никакого «бутылочного горлышка» для Pentium-4 при использовании DDR333 и выше в играх нет. Причем как на шине в 100, так и в 150MHz! А 100MHz преимущества Pentium-4 3.1GHz с обычной памятью легко нивелируют результаты с P4-3.0GHz с двухканальной памятью.

Ну, это все синтетика, скажете Вы («эй уважаемый, что за омлет а где же яйца. «) 😉 Хорошо, едем дальше.

4.3. Unreal Tournament 2003

Для тестирования я использовал утилиту [H]ardOCP UT2k3 Benchmark которая позволяет выбирать метод рендеринга, разрешения, а также настройки качества графики в игре. После окончания тестов программа выдает html-файл с тремя таблицами с минимальным, средним и пиковым значением FPS в каждой демке. Тестирование проводилось во всех 7-ми доступных демках в режиме High Quality, метод рендеринга — Direct3D. На графике приведен средний результат.

реклама

Да, и здесь прирост есть. Но опять же — он заметен лишь при памяти ниже 333MHz. А выше опять слишком слабо для аргументации двухканального чипсета и памяти. Не пойму лишь в тесте «Asbestos» от чего произошёл такой скачок производительности после разгона процессора и памяти до 3.1GHz и 412MHz соответственно (более 45fps)? Это не ошибка и не опечатка, я перемерял три раза и все три раза значение fps в этой демке переваливает за 200.

4.4. Serious Sam: The Second Encounter

Серьезный Сэм — второе пришествие тестировался в следующих настройках: OpenGL, мультитекстурирование, Quality, S3TC OFF, Truform=Off. Более глубокие настройки графики не менялись (по умолчанию).

реклама

Этот тест один из немногих в данном обзоре, которые более-менее заметно реагируют на скорость подсистемы памяти. Небольшой рост есть везде, но особо он заметен опять же при переходе от DDR266 к DDR333. Разница между 3.0GHz+Double DDR и 3.1GHz+DDR 412MHz лежит в пределах погрешности.

4.5. Quake 3 Arena

Тестирование в Quake 3 Arena проводилось при максимальных настройках графики в игре, без включения сжатия текстур. Версия Quake Arena — 1.27g.

реклама

Здесь уже видно, что 2-м гигагерцам вполне достаточно любой памяти кроме DDR266 (ну это мы уже слышали). А вот при 3GHz рост скорости практически линейный. Разогнанный P4-3,1GHz+DDR412 не сильно отстает.

4.6. Star Wars JK II: Jedi Outcast

Здесь также использовал максимальные настройки графики. Версия игры — 1.02а.

Повторяется ситуация как и с Quake 3.

реклама

4.7. Сжатие архиватором WinAce и кодирование в MP3 кодеком Lame

В начале статьи я не хотел проводить такое сравнение, но после проведенных тестов решил «пролить бальзам» на больную душу. Может здесь проявят себя двухканальные чипсет/память?Для архивирования выбрал каталог файлов размером 560Mb (117 папок, 726 файлов). Сжимал архиватором WinAce v2.5, с максимальной степенью сжатия, словарем в 4096Kb и добавлением информации для восстановления (Recovery record).Кодирование в MP3 выполнял с программой Easy Audio File Converter из пакета Easy CD Extractor 5.07b2. Альбом:Madonna «Ray Of Light», 1998 год, 13 треков, 674Mb, продолжительность — 1:06:42. Сжимал в формат Stereo, Highest Quality, VBR=0(highest), Filtering=Off. Треки были предварительно сграблены на винчестер.Оба архиватора запускались в наивысшем приоритете; во время сжатия никаких программ не запускалось, почти все резиденты были выгружены из памяти и даже мышку никто не тревожил.

Думаю и здесь комментарии не нужны.

5. Итоги и выводы

Честно сказать, результаты тестирования меня просто «убили». Я ждал большего от двухканального чипсета и памяти.Прирост скорости от использования двух планок памяти есть только в старых и уже не очень требовательных играх, а когда дело касается «серьезной» графики, то на первый план выходит мощность видеокарты (ну это вполне закономерно).Можно конечно говорить о том, что при таких настройках Catalyst влияние производительности видеокарты превалирует над пропускной способностью памяти и что настройки самих игр можно было бы сделать и попроще, но разве Radeon-9700Pro покупается для того чтобы играть в Low Quality?!Надеюсь, что при переходе Intel к шине в 200(800)MHz, толку от двухканальных чипсетов в играх будет больше.Единственное, что вполне определенно можно утверждать — память DDR266 строго противопоказана Pentium 4! Но, осмелюсь предположить, что из тех, кто приобрел Pentium-4, вряд ли найдутся те, кто купил память PC-2100.А вообще, сколько таких бесполезных компьютерных «примочек» у нас уже есть?

  • AGP8x — чрезвычайно «полезная» и необходимая вещь;)
  • Serial ATA — «будущее жестких дисков!», только почему-то при упоминании о нём больше говорят о тонких шлейфах, чем о росте скорости винчестеров;
  • Hyper-Threading — 3-5% прирост скорости в оптимизированных под эту технологию приложениях;
  • вот теперь еще и двухканальные чипсеты подоспели.

Можно конечно говорить о том, что все это сделано на будущее и через некоторое время будет востребовано, но никто не говорит о том, когда же именно и где?

6. После завершения тестов

После того, как все тесты были завершены мне на глаза попалась статья на IXBT про тестирование плат на чипсетах SiS-655 и 658, в итогах которой говорилось о небольшом преимуществе в скорости режима работы памяти «Dual 64bit» над «Single 128bit». Для проверки этого я включил в BIOS материнской платы режим «Dual 64 bit» и прогнал еще раз 3D Mark 2001 SE и архивирование WinAce-ом. И действительно: 3D Mark Score вырос на 100 попугаев а время сжатия сократилось на 1:28 минуты! Хоть немного полегчало 🙂

Эта статья была прислана на наш второй конкурс.

Почему добавление памяти значительно повысило игровую производительность AMD APU?

Чтобы было ясно с самого начала, это не проблема. Это просто то, что я действительно хочу узнать секрет.

Технические характеристики системы

  • Процессор : AMD A10-6790K 4,0 ГГц
  • Графический процессор : AMD Radeon HD 8670D 1 ГБ (встроенный графический процессор)
  • Оперативная память : 2 x Team 4 ГБ 1600 DDR3 = 8 ГБ

Конечно, я использую 64-битную ОС, чтобы использовать мои 8 ГБ памяти, но мой вопрос: до того, как я получил дополнительные 4 ГБ ОЗУ, игры, такие как Mafia II, работали с самыми высокими настройками в среднем на 22 FPS, но когда я получил дополнительные 4 ГБ оперативной памяти, я заметил очень приличное увеличение частоты кадров до 40 кадров в секунду, хотя игра, по-видимому, использовала не более 4 ГБ оперативной памяти.

Читать еще:  Search service на андроид что это

В чем секрет этого?

Когда вы установили второй модуль памяти, вы включили двухканальный режим и удвоенную пропускную способность памяти. Производительность графического процессора сильно зависит от пропускной способности памяти, а частота кадров отражает увеличение пропускной способности.

AMD A10-6790K — это «Ускоренный процессор» (APU) . APU объединяют процессор с относительно мощным встроенным графическим процессором (GPU), устраняя необходимость в дискретной графической карте (по крайней мере, для более легких рабочих нагрузок). «AMD Radeon HD 8670D» относится к встроенному графическому процессору, встроенному в этот APU.

На производительность любого графического процессора сильно влияет его способность быстро получать доступ к графическим данным из памяти. Без достаточной пропускной способности памяти шейдерные ядра на графическом процессоре часто заканчивают ожиданием данных, не позволяя чипу работать в полную силу. По сути, это крайний случай узкого места фон Неймана : современные графические процессоры имеют сотни, если не тысячи гигафлопс сырой вычислительной мощности и могут обрабатывать данные настолько быстро, что зачастую они не могут читать данные из памяти достаточно быстро, чтобы занять себя.

По этой причине современные высокопроизводительные видеокарты используют специально разработанную видеопамять, обычно GDDR5 , для достижения максимальной производительности. К сожалению, большинство интегрированных графических процессоров, включая те, которые находятся в APU, не получают свою собственную выделенную память, поэтому вместо этого им нужно использовать системную память.

Поскольку APU AMD используют системную память в качестве графической памяти, производительность встроенного графического процессора сильно зависит от скорости вашей оперативной памяти. ОЗУ системы DDR3 имеет не только значительно меньшую пропускную способность, чем видеопамять GDDR5, но и встроенному графическому процессору требуется разделять эту пропускную способность с ЦП для нормального использования приложений. Увеличение пропускной способности памяти напрямую увеличит производительность за счет уменьшения этого узкого места.

Когда вы обновили память вашей системы, вы добавили второй модуль памяти. Благодаря двум модулям ваша память теперь работает в двухканальном режиме , удваивая пропускную способность памяти и в результате резко увеличивая производительность. Обновление до более быстрой ОЗУ (по крайней мере, DDR3-1866, предпочтительно DDR3-2100 или выше) также увеличит производительность.

Влияние пропускной способности памяти на производительность графического процессора хорошо документировано.

Real World Tech подробно обсудила, как пропускная способность памяти влияет на производительность графического процессора. Было обнаружено, что среди видеокарт с аналогичными или идентичными графическими процессорами, карты с большей пропускной способностью памяти значительно превосходят карты с меньшей пропускной способностью памяти.

Tom’s Hardware показала, что интегрированная производительность графического процессора на A10-5800K линейно масштабируется с пропускной способностью памяти до DDR3-2100. На более новой A10-7850K PC Perspective сообщает о линейном масштабировании производительности с памятью так же быстро, как DDR3-2500 (и, вероятно, за его пределами).


Источник

  • В статьях Tom Hardware и PC Perspective тесты проводились с двухканальной конфигурацией памяти, поэтому наличие одного модуля памяти приводило к серьезным узким местам производительности, которые вы наблюдали до обновления. В этот момент становится очевидным, что для получения оптимальной производительности с APU AMD вам нужна самая быстрая память, которую вы можете получить.

тип оперативной памяти

В зависимости от форм — фактора материнской платы будет зависеть тип используемой оперативной памяти. Например, в разъем для подключения типа памяти DDR2 невозможна установка оперативной памяти типа DDR3. Форм — факторы предназначены для предотвращения ошибочного подключения оборудования. Модуль одного типа памяти невозможно вставить в разъем предназначенный для другого типа, тем самым исключается возможность повреждения модуля и самой материнской платы.

DDR (double data rate — двойная скорость передачи данных) — Модуль памяти (PC-200, PC-400) имеет 184 контакта и стандартное напряжение питания 2,5 В, в настоящее время этот тип памяти устарел и практически не используется.

DDR2 Устаревший используемый тип памяти. DDR2 позволяет делать выборку сразу 4 бита данных за такт (4n-prefetch), а DDR только 2 бита за такт (2n-prefetch), т.е. способна передавать на каждом такте шины памяти 4 бита информации из ячеек микросхемы памяти в буферы ввода-вывода. Модуль выполнен в виде печатной платы с 240 контактами (по 120 с каждой стороны) и имеет стандартное напряжение питания 1,8 В.

DDR3 — позволяет за такт делать выборку 8 бит данных (8n-prefetch). Модуль также как и DDR2 выполнен на плате с 240-контактами, а стандартное питающее напряжение всего 1,5 В. Энергопотребление памяти DDR3 приблизительно на 40% меньше, чем у памяти DDR2, что очень важно для ноутбуков и мобильных систем.

Типы памяти

Тип модулейРейтингЧастота шиныПропускная способность (одноканальный режим), Мб/секПропускная способность (двухканальный режим), Мб/сек
PC2-5300DDR2-667333 МГц530010600
PC2-6400DDR2-800400 МГц640012800
PC2-8500DDR2-1066533 МГц850017000
PC3-6400DDR3-800400 МГц640012800
PC3-8500DDR3-1066533 МГц850017000
PC3-10667DDR3-1333667 МГц1060021200
PC3-12800DDR3-1600800 МГц1280025600

Наши инженеры на выезде произведут замену оперативной памяти на вашем ноутбуке или комьпютере быстро. Цена в пределах 300р. по Казани. Также выполнят квалифицированный ремонт компьютеров в Казани

Влияние пропускной способности оперативной памяти на производительность Pentium-4 в играх

Эта статья была прислана на наш второй конкурс.

1. Предисловие

В последнее время на «железных» сайтах в обзорах, статьях и форумах много говорится о зависимости скорости P4 от пропускной способности оперативной памяти. Да и политика Intel, как видно из новостей, сейчас направлена не столько на процессорную составляющую, сколько на развитие двухканальных чипсетов для своих процессоров (Granite Bay, будущие Springdale и Canterwood). В проскочивших в сети первых синтетических тестах они действительно показывают довольно неплохие результаты. А как же обстоят дела в реальных приложениях, в частности — в играх? Насколько важна пропускная способности памяти в системах на Pentium 4, и какой прирост скорости дает двухканальная память?

реклама

2. Тестовая конфигурация

В проведенном мною тестировании принимала участие материнская плата на двухканальном чипсете SiS-655 (ревизии A0) — GigaByte GA-8SQ800. Как показало тестирование плат на данном чипсете, проведенное на Anandtech.com и краткий обзор именно данной платы уже на нашем Overclockers.ru, SiS-655 нисколько не уступает единственно доступному на сегодняшний день двухканальному чипсету от Intel — Granite Bay (i7205).

Итак, тестовая конфигурация:

и следующие модули памяти:

  • DDR 266MHz aka PC-2100 512Mb Samsung;
  • DDR 333MHz aka PC-2700 512Mb Samsung;
  • DDR 400MHz aka PC-3200 512Mb Samsung;
  • 2хDDR 400MHz aka PC-3200 256Mb Samsung, описание найдете здесь .

Для всех вышеперечисленных модулей памяти в BIOS материнской платы были выставлены тайминги 2,5-4-4-7 — что позволяет говорить о корректности проведения тестирования, кстати — для модулей DDR 400 эти тайминги являлись разгоном, так как стандартные тайминги для этой памяти 3-4-4-7, но она стабильно работала на заниженных таймингах и система ни в одном из 6-ти тестов не «вылетела» и не сбойнула. В двухканальном режиме память определялась материнской платой как «Single 128 bit».

Тестирование проводилось при двух разных частотах шины процессора Pentium-4: при номинальной частоте 2.0GHz (100MHz х 4) и при разогнанной до 3.0GHz (150MHz х 4). И, так сказать — «вне конкурса», приведу результаты тестов на еще более разогнанной системе (до 3.1GHz) и с памятью, разогнанной до 412MHz. Зачем — поймете ниже.

3. Методика тестирования

Для проведения тестирования я использовал следующие тесты и игры:

  • 3DMark2001SE (Build 330)
  • 3DMark2003
  • Unreal Tournament 2003 (build 2107)
  • Serious Sam: The Second Encounter v1.05
  • Star Wars JK II: Jedi Outcast v1.02a
  • Quake 3 Arena v1.27g

Тестирование проводилось в одном разрешении (1024х768х32bit) и в следующих настройках драйвера Catalyst 3.2: всё на режим «Quality», AF=16 Quality, FSAA=Off, VSync=Off, Truform=Off (скриншот здесь).Думаю, что при более слабых настройках графики в драйверах Catalyst на Radeon-9700Pro вряд ли кто играет, а включение полноэкранного сглаживания (FSAA) или увеличение разрешения уровняло бы результаты, нагрузив «по-полной» видеокарту.

реклама

В начале тестирования приведу результаты, показанные Cachemem, MemTach, SiSoft Sandra 2003.3.9.44 и AIDA 3.33.6 в memory-тестах.

4. Результаты тестов

4.1. Синтетические тесты пропускной способности памяти

Для получения более корректных результатов тесты в каждой из программ выполнялись по 5 раз. После каждого раза программа выгружалась и вновь загружалась. В таблицах и на диаграммах приведены средние результаты. К слову, разницы в полученных результатах практически не было (3-15 единиц).

Нижние (голубые) результаты — скорость чтения оперативной памяти, верхние (красные) — записи. Как видно основным тормозом для Pentium 4 в обоих случаях (100MHz и 150MHz) является память DDR266 (PC-2100). Интересно заметить, что 2-х гигагерцевый пентиум с двухканальной памятью почти вплотную подобрался к трехгигагерцевому с памятью PC-2700, а по скорости даже обошел. P4-3GHz + двухканальная память вне конкуренции.

Повторяются результаты показанные Cachemem-ом.

в) Sandra и AIDA

Как видно, пропускная способность памяти растет, ну а двухканальная вообще чемпион. Во всех синтетических тестах P4-2GHz + DDR400 double идет вровень с P4-3GHz+333. Для начала очень неплохие и обнадеживающие результаты.

4.2. 3DMark 2001 SE и 3DMark 2003

реклама

Тестирование в обоих «марках» проводилось на дефолтных установках. Графики я решил совместить в один для большей наглядности. В нижней строке каждой таблицы приведен процент роста производительности при переходе к более быстрой памяти. На разницу результатов между 2.0GHz и 3.0GHz не обращайте внимания, она и должна быть 😉

Читать еще:  Note acceptance rus moscow itt что это

Если 3D Mark 2001 SE еще хоть как-то реагирует на оперативную память, то 2003-й вообще никак себя не проявляет. Единственный тест, в котором заметен прирост — «Wings Of Fury». Хотя это вполне объяснимо — слишком слабая видеокарта для такого теста.

реклама

Теперь о памяти. Чуть ощутимый прирост в скорости дает лишь переход от DDR266 к DDR333, а далее результаты слишком близки друг к другу, чтобы говорить о целесообразности приобретения второй планки памяти. Никакого «бутылочного горлышка» для Pentium-4 при использовании DDR333 и выше в играх нет. Причем как на шине в 100, так и в 150MHz! А 100MHz преимущества Pentium-4 3.1GHz с обычной памятью легко нивелируют результаты с P4-3.0GHz с двухканальной памятью.

Ну, это все синтетика, скажете Вы («эй уважаемый, что за омлет а где же яйца. «) 😉 Хорошо, едем дальше.

4.3. Unreal Tournament 2003

Для тестирования я использовал утилиту [H]ardOCP UT2k3 Benchmark которая позволяет выбирать метод рендеринга, разрешения, а также настройки качества графики в игре. После окончания тестов программа выдает html-файл с тремя таблицами с минимальным, средним и пиковым значением FPS в каждой демке. Тестирование проводилось во всех 7-ми доступных демках в режиме High Quality, метод рендеринга — Direct3D. На графике приведен средний результат.

реклама

Да, и здесь прирост есть. Но опять же — он заметен лишь при памяти ниже 333MHz. А выше опять слишком слабо для аргументации двухканального чипсета и памяти. Не пойму лишь в тесте «Asbestos» от чего произошёл такой скачок производительности после разгона процессора и памяти до 3.1GHz и 412MHz соответственно (более 45fps)? Это не ошибка и не опечатка, я перемерял три раза и все три раза значение fps в этой демке переваливает за 200.

4.4. Serious Sam: The Second Encounter

Серьезный Сэм — второе пришествие тестировался в следующих настройках: OpenGL, мультитекстурирование, Quality, S3TC OFF, Truform=Off. Более глубокие настройки графики не менялись (по умолчанию).

реклама

Этот тест один из немногих в данном обзоре, которые более-менее заметно реагируют на скорость подсистемы памяти. Небольшой рост есть везде, но особо он заметен опять же при переходе от DDR266 к DDR333. Разница между 3.0GHz+Double DDR и 3.1GHz+DDR 412MHz лежит в пределах погрешности.

4.5. Quake 3 Arena

Тестирование в Quake 3 Arena проводилось при максимальных настройках графики в игре, без включения сжатия текстур. Версия Quake Arena — 1.27g.

реклама

Здесь уже видно, что 2-м гигагерцам вполне достаточно любой памяти кроме DDR266 (ну это мы уже слышали). А вот при 3GHz рост скорости практически линейный. Разогнанный P4-3,1GHz+DDR412 не сильно отстает.

4.6. Star Wars JK II: Jedi Outcast

Здесь также использовал максимальные настройки графики. Версия игры — 1.02а.

Повторяется ситуация как и с Quake 3.

реклама

4.7. Сжатие архиватором WinAce и кодирование в MP3 кодеком Lame

В начале статьи я не хотел проводить такое сравнение, но после проведенных тестов решил «пролить бальзам» на больную душу. Может здесь проявят себя двухканальные чипсет/память?Для архивирования выбрал каталог файлов размером 560Mb (117 папок, 726 файлов). Сжимал архиватором WinAce v2.5, с максимальной степенью сжатия, словарем в 4096Kb и добавлением информации для восстановления (Recovery record).Кодирование в MP3 выполнял с программой Easy Audio File Converter из пакета Easy CD Extractor 5.07b2. Альбом:Madonna «Ray Of Light», 1998 год, 13 треков, 674Mb, продолжительность — 1:06:42. Сжимал в формат Stereo, Highest Quality, VBR=0(highest), Filtering=Off. Треки были предварительно сграблены на винчестер.Оба архиватора запускались в наивысшем приоритете; во время сжатия никаких программ не запускалось, почти все резиденты были выгружены из памяти и даже мышку никто не тревожил.

Думаю и здесь комментарии не нужны.

5. Итоги и выводы

Честно сказать, результаты тестирования меня просто «убили». Я ждал большего от двухканального чипсета и памяти.Прирост скорости от использования двух планок памяти есть только в старых и уже не очень требовательных играх, а когда дело касается «серьезной» графики, то на первый план выходит мощность видеокарты (ну это вполне закономерно).Можно конечно говорить о том, что при таких настройках Catalyst влияние производительности видеокарты превалирует над пропускной способностью памяти и что настройки самих игр можно было бы сделать и попроще, но разве Radeon-9700Pro покупается для того чтобы играть в Low Quality?!Надеюсь, что при переходе Intel к шине в 200(800)MHz, толку от двухканальных чипсетов в играх будет больше.Единственное, что вполне определенно можно утверждать — память DDR266 строго противопоказана Pentium 4! Но, осмелюсь предположить, что из тех, кто приобрел Pentium-4, вряд ли найдутся те, кто купил память PC-2100.А вообще, сколько таких бесполезных компьютерных «примочек» у нас уже есть?

  • AGP8x — чрезвычайно «полезная» и необходимая вещь;)
  • Serial ATA — «будущее жестких дисков!», только почему-то при упоминании о нём больше говорят о тонких шлейфах, чем о росте скорости винчестеров;
  • Hyper-Threading — 3-5% прирост скорости в оптимизированных под эту технологию приложениях;
  • вот теперь еще и двухканальные чипсеты подоспели.

Можно конечно говорить о том, что все это сделано на будущее и через некоторое время будет востребовано, но никто не говорит о том, когда же именно и где?

6. После завершения тестов

После того, как все тесты были завершены мне на глаза попалась статья на IXBT про тестирование плат на чипсетах SiS-655 и 658, в итогах которой говорилось о небольшом преимуществе в скорости режима работы памяти «Dual 64bit» над «Single 128bit». Для проверки этого я включил в BIOS материнской платы режим «Dual 64 bit» и прогнал еще раз 3D Mark 2001 SE и архивирование WinAce-ом. И действительно: 3D Mark Score вырос на 100 попугаев а время сжатия сократилось на 1:28 минуты! Хоть немного полегчало 🙂

Эта статья была прислана на наш второй конкурс.

Обзор основных параметров ОЗУ

Форм-фактор

Данный стандарт обозначает несколько качеств оперативки: размещение контактов, их число, габаритные размеры модулей. Существует два основных форм-фактора RAM: DIMM/SO-DIMM: первый подходит для стационарных сборок, а второй — для ноутбуков и некоторых других компактных ПК. Перед тем, как выбирать модуль для установки, необходимо проверить, под какой форм-фактор «заточена» ваша система.

Объем

Для более старых ПК используются 32-разрядные версии операционных систем, которые поддерживают не более 4 Гб ОЗУ. Поэтому увеличивать в них количество планок нет смысла.
Для 64-разрядных систем поддерживаемые объемы памяти описаны на ресурсах производителей комплектующих ПК. Одна из самых популярных ОС Windows 10 поддерживает до 512 гигабайт оперативы. В бытовых системах такие объемы пока не задействуются, так что волноваться на этот счет не приходится.

Частота

Частота ОЗУ показывает, сколько происходит операций по пересылке информации в одну секунду по каналу. При выборе, необходимо внимательно смотреть на частоту, что поддерживается материнкой и процессором, иначе переплатите за память, которая будет работать медленнее, чем могла бы.
Общая производительность всей системы зависит от пропускной способности RAM. Данная характеристика рассчитывается умножением тактовой частоты на 2 и на 8. То есть в DDR4-1600 пропускная способность будет 800 МГц * 2 * 8 = 12800 МБ/с. 800 МГц — тактовая частота шины.

В таблице видно, как частота шины влияет на скорость работы модулей.

Насколько важна тактовая частота и скорость RAM в целом?

Что ж, мы выяснили значение нескольких важных характеристик оперативной памяти и их влияние на общую скорость работы системы. Но насколько заметно это влияния в играх и профессиональном ПО? Стоит ли тратить больше денег на высокоскоростную память?

Многочисленные тесты, результаты которых легко можно найти в сети (пример), говорят о том, что перед нами тоже достаточно сложная ситуация.

Многие «синтетические» игровые тесты не показывают особой разницы даже между памятью с частотой 2133 МГц и 3200 МГц — различие в итоговом показателе частоты кадров можно даже списать на погрешность оценки. Такая же картина складывается в играх вроде Assassin’s Creed Odyssey и им подобных. Все потому, что эти тесты гораздо больше полагаются на скорость работы процессора и видеокарты, чем на скорость RAM.

А вот в играх, которые работают на высоких показателях частоты кадров в секунду (скажем, больше 90), ситуация иная. Разница в той же Overwatch может составлять несколько десятков fps — если вы используете монитор с высокой частотой развертки (120, 144 или 240 Гц — в общем, больше стандартных 60), то разницу заметить будет просто.

Таким образом, на высокоскоростную память стоит обращать внимание тем любителям видеоигр, которые играют в соревновательные дисциплины вроде Counter-Strike: Global Offensive, DotA 2, League of Legends, Overwatch и прочие. Это те игры, где исход матча может быть решен разницей в несколько кадров в секунду. Остальным же лучше потратить деньги на память большего объема или более мощную видеокарту.

Также на высокоскоростную память стоит обратить внимание тем, кто много работает в ПО для 3D-моделирования, архитектурном ПО и прочем ПО, которое постоянно выполняет сложные вычисления. И, понятное дело, если вы собираетесь зарабатывать стримингом видеоигр, быстрые планки RAM очень пригодятся — одновременно с игрой будет работать несколько других программ, которым тоже понадобится доступ к оперативной памяти.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector